It sells

Создать и развивать социальную сеть в 2022 году

Кристина Тертышникова,18.10.2022

Рассказываю про опыт развития мобильного приложения для поиска друзей, про маркетинг, продажи и как из локального инструмента превратиться в международный.

У меня есть знакомый, его зовут Джаспер, он живет в небольшом городе в Норвегии и руководит созданием социальной сети под названием Venn. Раньше она называлась Friender, но из-за созвучия с Tinder Джаспер изменил название.

Venn позволяет людям найти друзей, наставников и soul-mates. Цель продукта амбициозная — побороть одиночество, которое очень распространено в странах Северной Европы, и из-за которого происходит много несчастий.

У платформы порядка 30 000 пользователей, подавляющее большинство которых живет и работает в Норвегии. Эти люди занимаются спортом, творчеством, бизнесом и получают удовольствие от поиска новых друзей, чтобы продолжать общаться в офлайне. Факт про аудиторию, который меня радует — в Venn пользователей-мужчин в 2 раза больше, чем женщин.

Развивать платформу мы начали в конце 2021 года, когда пандемия еще бушевала, а конкуренция среди подобных сервисов росла. Расскажу про результаты и удачные решения в биздеве сервиса для конечных пользователей.

– Джаспер, а чем я буду заниматься?
– Всем международным развитием Venn, но без бюджета :)
– 😳

Стратегия маркетинга

Конечной целью нашей команды было привлечение пользователей по всему миру в приложение, но для ее достижения мы выделили подцели. Например, решили, что сотрудничество с большими компаниями, благотворительными фондами, учебными организациями, HR-сообществами сделает Venn популярным и запустит виральный эффект.

Также мы ставили на контент и продвижение его через социальные сети. Еще мы собрали огромную базу сообществ по тематике развития стартапов и использовали ее как площадку для упоминания. Были и другие инструменты, расскажу о них по порядку.

ASO

Всё началось с оптимизации сторов. Так как приложение с английским интерфейсом, то нас интересовали США, Великобритания, Канада и Австралия. Ребята из дружественного агентства разработали и реализовали план по ASO, и количество установок в вышеуказанных странах сразу увеличилось на 20%.

Кроме оптимизации нам пришлось поработать над отзывами. Я построила небольшую пирамиду отзывов через нескольких друзей в Штатах. В итоге стало действительно лучше, так что, если для вас актуален вопрос ASO, не пренебрегайте им, как минимум возьмите бесплатную консультацию и попробуйте исправить очевидные вещи самостоятельно.

Блог и контент

Всем известно, что content is the king, и в истории с Venn это тоже так. Мы сразу решили, что без блога не обойтись. Один из товарищей Джаспера взялся нам помочь. Он очень круто пишет на английском, академично, с хорошим анализом данных, глубокими выводами. Все статьи блога на сайте Venn написаны им, большая часть из них имеет дубликат на норвежском, потому что часто они пишутся для местных (региональных и локальных) СМИ — газет и онлайн-изданий.

С каждой новой публикацией на платформу приходят сотни, а иногда даже тысячи новых пользователей, и это классно работает для Норвегии, но совершенно не приносит плодов для global рынка.

У нас сложилось ощущение, что глобальное сообщество ждет от темы дружбы легких и приятных публикаций, радостных лиц, смешных шуточек, а не громоздких статей на тему одиночества.

Отсюда вытекает история с ведением социальных сетей, в которых и сидит 100% пользователей Venn: сети есть и наполняются, но авторский материал очень тяжел для восприятия, поэтому количество подписчиков не растет ни органически, ни за деньги.

Instagram/TikTok/Facebook

Если коротко — работайте с профессионалами! Если вы хотите, чтобы из социальных сетей приходил качественный трафик, ведение вашего блога должно быть отдельным творческим процессом, подкрепленным знаниями и профессиональным подходом.

У Venn случился неудачный опыт с недостаточно квалифицированным сотрудником, который не был готов погружаться и развиваться в теме, был безынициативен и, как следствие, не показывал креатива. Так что мне в управление перешел Instagram. Мои посты нравились мне и Джасперу, но все так же не всегда цепляли аудиторию. Место до сих пор вакантно, так что если вы готовы показать себя, DM me.

https://www.instagram.com/venn.global/

Холодный аутрич

Чтобы привлечь профессиональные сообщества на платформу, мы решили пойти в LinkedIn. Кого искали:

  • HR & Internal communication specialists
  • Psychological experts
  • Gamers
  • Relationship/Friendship experts

Здесь мы смогли разгуляться. Я создавала сегменты, аутричила их с наших аккаунтов, много общалась в переписке и на звонках. Выход к HR-сообществу не дал тех результатов, которые мы ожидали, но дал HR’ам новую площадку по поиску потенциальных работников. Прекрасный поворот, который показывает, как сложно продумать все возможные исходы активности и работы твоего продукта.

Далее был сегмент различных исследователей вопросов одиночества и дружбы, консультантов по отношениям, TED-спикеров на тему любого социального взаимодействия. Очень интересные люди, которые, к сожалению, имеют очень узкую аудиторию. Но с их подачи Джаспер сходил на несколько подкастов, и Venn получил новых иностранных пользователей.

Ниже неполный список тех, с кем мы познакомились. Если нужны рекомендации или полный список, пишите, и я поделюсь.

https://www.shastanelson.com/
https://taradawnmiller.com/
https://www.irenelevine.com/
https://www.brianfretwell.com/
https://www.tyndalelizabeth.com/about
https://purefriendships.com/linktree/

Здесь же мы общались с общественными организациями, созданными для борьбы со стигмой знакомства с новыми людьми во взрослом возрасте. Они помогают людям 60+ находить друзей и активности, а также просвещать государства и общества на тему вопросов одиночества и важности дружбы.

Мы собрали 70 различных организаций, среди которых фонды помощи поддержки ментального здоровья, ассоциации outdoor enthusiasts в нескольких странах, студенческие союзы Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Бельгии, Нидерландов, Новой Зеландии, Исландии, Австралии, Великобритании, Канады и другие.

Около половины из этих организаций отвечали и приходили на встречи, еще половина согласилась поделиться информацией от Venn в своих ресурсах.

Подкасты

Я вынесла их в отдельную категорию, просто потому что хочу поделиться списком подкастов, которые могут быть интересны кому-то из читателей. Как оказалось, мир инфлюенсеров-подкастеров очень большой и многогранный. На разных языках (преимущественно на английском) люди обсуждают тему дружбы и одиночества с разных сторон — от психологических сложностей до организации групповых челленджей, которые помогают найти таких же «сумасшедших» как и ты.

https://anchor.fm/iamihave
https://cmr.biola.edu/podcast/#contactUsModal
https://pod.link/1439740697
https://www.thefriendshippodcast.com/episodes
https://wondery.com/shows/the-next-big-idea/
https://podcasts.apple.com/us/podcast/friend-forward/id1500460079
https://friendshippodcast.libsyn.com/
https://www.theexpatcast.com/
https://excusestoconnect.com/
https://theconnectedmomlife.com/instagram/

Gamers

В какой-то момент мы приняли решение протестировать гипотезу о том, что геймеры ищут напарников, чтобы собираться и играть. Мы вышли на несколько инфлюенсеров в этой сфере, это было непросто. Увы, они не смогли подтвердить или опровергнуть нашу идею. Поэтому кампанию по привлечению геймеров было решено оставить на рекламу в социальных сетях.

География пользователей

Еще одной гипотезой было найти инфлюенсеров и блогеров из ТОП-5 регионов, где уже есть пользователи Venn. И мы пошли в Индию. Очень интересный рынок, я касалась его еще несколько раз после этого эксперимента. Сложилось ощущение, что лидеры мнений в Индии еще в самом начале пути и, с одной стороны, имеют интерес у аудитории, а с другой — еще не до конца сформировали доверие к себе, поэтому не могут похвастаться большими продажами/установками после интеграций в свой контент.

Мы нашли несколько десятков индийских блогеров. Тема mental healthcare хорошо распространена, а вот история про дружбу пока отстает. Но все, кому мы писали, отвечали нам, с интересом и готовностью помочь предлагали варианты интеграций. В итоге получилось привлечь пару тысяч новых пользователей и получить новые приятные знакомства.

Product Hunt

Важная страница в жизни каждого стартапа — выход на Product Hunt. В сети есть множество гайдлайнов, посвященных тому что делать и как. Среди них выделяется гайд, который забавен тем, что сам выкладывался на PH: https://phlaunchchecklist.com. Не буду повторять все шаги, а коротко скажу как было у Venn.

С запуском нам помогал Chris Messina. Крис — создатель хештега, Да, вы не ослышались, того самого #, который многие из нас используют ежедневно. Он активно развивает коммьюнити на PH и сейчас №1 в списке хантеров. На него подписаны 35 тысяч пользователей, а в портфолио больше всего успешно запущенных продуктов. С Крисом меня познакомила коллега. Вся наша команда была в восторге от советов и лайфхаков, которые он давал, всем рекомендую консультироваться у него.

https://chrismessina.me/hunt-me

Мы запускались в среду. Собрали план, которому следовали по контенту и сообществам, где размещали информацию о запуске. Запуском занимался 1 человек :)

В итоге Venn включили в ежедневную рассылку PH, мы заняли 4-е место, хотя голосов набрали больше, чем было у 3-го. На двое суток количество скачиваний возросло в 3 раза, а также в Instagram появилось несколько десятков новых пользователей.

Startup submission

Помимо PH оказалось много ресурсов, в которые мы также отправили сведения о Venn. Есть несколько классных рассылок про стартапы, одна из них 10words.io. Есть платформы, на которых собраны растущие компании, например mattermark.com. Также мы подались во множество профильных онлайн медиа, некоторые из них сделали обзоры о Venn. Я не могу сказать, что добавление на эти ресурсы дало сильный импульс роста, тем не менее это помогло Джасперу продвинуться в новом раунде переговоров с инвесторами, что было не менее важно.

Реклама в социальных сетях

Мы сделали сравнительную таблицу реклам многих сервисов знакомств, а также сервисов со схожим механизмом привлечения пользователей. Отсмотрели рекламные ролики, выписали ключевые слова и яркие фразы. Из всего этого получилось собрать основные сценарии роликов для Venn, а также подготовить тексты для социальных сетей. Понятное и очень полезное занятие. Сейчас маркетолог Venn активно использует наработки на локальном рынке.

Итоги

В середине лета мы спросили несколько десятков пользователей, чем им нравится Venn. И были счастливы услышать в ответ, что это именно то место, где можно найти настоящих друзей, реальных людей, а не картинки, и радоваться проведенному времени и новому жизненному опыту.

Сейчас Venn активно развивается в Осло, это самый активный регион, который показывает лучший retention rate и где пользователи создают больше всего активностей. В конце осени команда планирует взять новый раунд от норвежских и международных инвесторов, после этого ставим приоритет на Лондон и Нью-Йорк, так что fingers crossed.